Женский портрет — один из жанров фотографии, который без эмоций становится пластмассовым и пустым. Красивая девушка — это далеко не все для того, чтобы фото вызвало реакцию у зрителя. В руках фотографа как минимум 10 инструментов, способных наполнить снимок определенным эмоциональным смыслом.
1. ГЕОМЕТРИЯ В КОМПОЗИЦИИ
Каждая геометрическая фигура вызывает у человека ассоциации.
• Округлые фигуры (овал, круг) дарят нам ощущение мягкости, уюта, защиты. Круг ассоциируется с заботой, доброжелательностью и спокойствием. Например, виньетка на заднем плане, круглый проем окна, предметы округлой формы в кадре могут подчеркнуть мягкость героя.
• Квадрат в психологии обозначает твердость, стабильность, рациональность, строгость. Поэтому, если героиня вашей съемки соответствует именно этим характеристикам, смело используйте эту геометрическую композицию. Например, снимайте на фоне квадратных окон, картин на стене, дверных проемов и т.д.
• Треугольник — символ лидерства, уверенности в себе, решительности, импульсивности, смелости и неукротимой энергии. Треугольник может присутствовать в кадре не как реальный предмет, его можно выстроить с помощью линий, предметов и даже фигуры человека. Тогда взгляд зрителя неосознанно скользит по этим линиям и мысленно рисует тот самый треугольник. Это один из моих любимых композиционных приемов.
2. ЦВЕТ
За каждым цветом скрыто свое настроение. Если вы внимательно посмотрите хорошее кино, то заметите, что драматичные сцены окрашены в темные краски с мрачными оттенками, а радостные и оптимистичные имеют или чистые цвета без примесей, или нежные, приятные глазу оттенки. Этим методом следует пользоваться и в фотографии для усиления настроения героя. Так как я работаю в жанре драматического
портрета, то отдаю предпочтение темным цветам в кадре, а также нередко тонирую фотографии в холодные сдержанные оттенки, которые
подчеркивают настроение снимка и эмоцию героини.
3. ВЗГЛЯД
Взгляд каждой девушки также имеет собственное настроение. Один — вселяет надежду, другой — дарит нежность, третий — готов испепелить! Взгляд должен поддерживать общее настроение в кадре, а не идти с ним вразрез. Направление взора героини фотосессии тоже имеет значение. Все мы читаем слева направо и когда доходим до конца строки, то все написанное слева остается как будто позади. То есть прочитанным, пройденным, иначе говоря, оставленным в прошлом. Поэтому левая сторона всегда ассоциируется с прошлым (пройденным этапом), а правая — с будущим. Зная эту особенность восприятия, можно управлять настроением, созданным в кадре. Если герой вашей съемки оптимистично настроен или уверенно и твердо шагает навстречу переменам, то взгляд, брошенный в правый угол кадра, подчеркнет этот эмоциональный посыл. Если вы хотите создать картину отчаяния, безысходности или тоски по прошлому, то взгляд девушки, обращенный в левую сторону кадра, вам в этом поможет.
4. РАКУРС
Своим ученикам я всегда напоминаю о том, что фотограф может снимать, не только стоя во весь рост на полу. Очень часто нам открываются совсем другие горизонты, если лечь во время съемки на пол или взобраться на стремянку/подоконник. Не ограничивая себя привычным
положением, вы обнаружите, что нижние и верхние точки съемки оказывают колоссальное влияние на кадр. В обычной жизни мы чаще всего стоим на ногах или сидим на стуле, изза чего видим окружающих людей с этой привычной позиции. Потому кадр, снятый таким образом, воспринимается зрителем спокойно.
А необычная точка съемки вызовет у него неосознанное сопротивление и даже заставит анализировать, как этот кадр был снят.
5. НЕПОРТРЕТНОЕ ФОКУСНОЕ РАССТОЯНИЕ
Объективы, которые созданы специально для съемки портретов, способны более точно передавать пропорции лица, фигуры и не допускать искажений пространства. К таким объективам можно, например, отнести линзы с фокусным расстоянием 50 и 85 мм. Когда вам в руки впервые попадает широкоугольник (35, 28 или 17-35 мм), сначала их искажения могут показаться катастрофическими и даже неуместными для портретной съемки. Но это только на первый взгляд! Более длительное применение широкоугольников позволит вам умело использовать их особенности в нужных целях.
Последние полтора года я снимаю женский портрет, используя только 35 мм, хотя первое знакомство с ним не пришлось мне по душе. Но чем больше я снимала, тем лучше училась оборачивать его возможности в плюсы для своих работ. Однажды я услышала от коллеги, что крупный портрет ни в коем случае нельзя снимать на 35 мм, он якобы увеличивает нос и изменяет внешность человека в худшую сторону. Но можете зайти на мою страницу в Инстаграм и убедиться, что на широкий угол получаются интересные портреты, и ни одна девушка от моего объектива «не пострадала». Крупный портрет, снятый на широкий угол, как бы погружает зрителя во внутренний мир героя. Более дальние планы позволяют объективу-широкоугольнику изменить пространство так, чтобы подчеркнуть нужное настроение, добавить энергии.
6. ДИНАМИКА И ПОЛУДЕЙСТВИЕ
Статичные герои вызывают у нас ощущение замершего времени, а для фотографии очень важна динамика. Если вы желаете спровоцировать зрителя на эмоцию, то героине вашей съемки придется двигаться в кадре. Я не приветствую заученные позы на фотосессии, например, когда девушка томно подпирает рукой подбородок и смотрит в окно. Мне важно, чтобы человек жил в кадре. Поэтому фотограф — это тот, кто активно управляет моделью, говорит, что именно ей делать. И если вам хочется снять, как девушка смотрит в окно, подумайте, как этот кадр можно оживить. Например, скажите героине резко обернуться к окну и поймайте тот самый момент, когда она это делала. Или попросите ее вытянуть шею, как будто в прохожих за окном она пытается увидеть знакомую фигуру.
После этого фотография обретет жизнь и динамичность. Осуществляя какое-либо действие, человек, как правило, расслабляется. Его мозг перестает думать о таких вещах, как: «Хорошо ли я смотрюсь в кадре?», «А правильно ли я положила свою руку?» Во время действия мозг занят
этим процессом, поэтому снимается напряжение, неловкость и зажатость.
И маленький совет: делайте сразу серию кадров во время движения модели. Как показывает практика, именно полудействие, то есть незавершенность, дает тот самый удачный кадр.
7. СЮЖЕТ ИЛИ ИСТОРИЯ
Зритель будет находиться с вами на одной эмоциональной волне, если в вашем кадре будет создана мини-история. Это вовсе не значит, что
для съемки нужны какие-то костюмы, необычные локации и декор — вовсе нет. Мини-историю я создаю из подручных средств. Например, ваша героиня может меланхолично крутить в руке кленовый лист, сосредоточенно писать письмо, зябко потирать ладошки, мечтательно встречать рассвет, нежно дуть на горячий шоколад в кружке. Заметьте, что в каждом таком действии будет сосредоточена своя эмоция.
Все это и создает маленькую историю в кадре.
8. ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА
Язык тела — один из самых красноречивых способов передать настроение. Ни для кого не секрет, что существуют закрытые и открытые жесты, признаки уверенности в себе и, наоборот, неуверенности. Скрещенные руки говорят о том, что человек отдалился от внешнего мира и не хочет с ним ничем делиться. Широко расставленные колени в положении сидя — демонстрация уверенности и главенства. Покусывание губ — тревога. Улыбка одними губами — неискренность. И так далее. Используйте это в фотографии: жесты подают зрителю сигналы об эмоциональном состоянии героя и задают определенный тон самому снимку, а фотограф может умело управлять этими инструментами.
Следующие два пункта помогут фотографу создать нужное настроение во время съемки.
9. МУЗЫКА
Играющая музыка — один из способов достичь определенного расслабления на фотосессии. Не все девушки комфортно чувствуют себя перед камерой, поэтому звучащая фоном музыка отчасти помогает решить эту задачу. Почему отчасти? Потому что еще есть пункт 10, который
очень важен. Но о нем позже. Итак, если ваша задача — настроить девушку на лиричный спокойный лад, то не нужно ставить агрессивную музыку, под которую хочется прыгать, рвать и метать. Или наоборот: хотите бешеной энергетики в кадре — ставьте соответствующую мелодию. Но всегда учитывайте один важный момент: создавая настроение на площадке, отталкивайтесь от самой героини.
Не всякая девушка органично смотрится в роли
роковой женщины, и далеко не каждая может правдиво грустить в кадре. Мое правило: никогда не просите человека быть кем-то другим.
Благодаря этому на фото получаются настоящие эмоции, которым верит зритель.
1
0. КОММУНИКАЦИЯ
Нет ничего хуже на фотосессии, чем молчаливый фотограф. Все вышеупомянутые советы ничем не помогут, если на съемочной площадке царит напряженная тишина. Учитесь быть интересным собеседником. Хорошая коммуникация разрушит зажатость, которую испытывает модель. Особенно, если она пришла в первый раз. Рассказанная вами забавная история способна вызвать у героини самую искреннюю улыбку, главное — в этот момент держите наготове фотоаппарат и снимайте, снимайте, снимайте!
Вступая в активную коммуникацию, вы строите крепкий мост между вами и человеком. И этот мост доверие: только доверяя, человек может открыться фотографу и показать себя настоящим. Именно таким фотографиям верит зритель и ломает голову над тем, как же удалось
получить этот кадр с такой искренней эмоцией. Желаю вам настоящих эмоций в кадре и за его пределами!
Текст и фото: Надя Акула